Строительная механика Детали машин Электроника Электротехника Энергетика Физика Машиностроительное черчение Начертательная геометрия Решение задач типового задания из учебника Кузнецова Вычислить интеграл ТФКП Вычислить интеграл
История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Хореографическая культура средневековья

Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы {385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства. Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров, искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью. Драматизация и театрализация католического богослужебного ритуала. Постепенное отделение религиозной драмы от литургического действа к мистерии. Увеличение в содержании светских, реально-бытовых элементов, привлечение вагантов и жонглеров для исполнения ролей неканонических и комических персонажей. «Бесовские действа» стали соединением двух исполнительских традиций в мистериальном театре – литургической и жонглерской.

Народные истоки средневекового театра – крестьянские игры, обряды, празднества. Весенние песни и игры, в которых важное место занимают танцы-пляски. Танцевально-вокальные элементы стали основными в светских представлениях и произведениях ХII-ХIII вв. - «Роман о Розе», «Игра о Робине и Марион» {386}.

Танцы крестьян получили название бранль, ставший первоисточником всех позднее появившихся танцев. Его тематика была связана с трудовыми процессами, с иллюстрацией народных песен, с имитацией повадок животных и птиц. Бранль {386} отличался разновидностью и обязательным вокальным сопровождением. Сюита {387} бранля включала разнообразные танцы.

Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев средневековья. Во всех странах мореска {386,389} исполнялась и имела свое название. В основе морески лежала хоральность, требующая двух групп участников, элементы игры и танца, впоследствии названного фигурными. Фигура, венчавшая танец-победу, называлась розой: танцовщики составляли из мечей сплошную поверхность и, подняв на нее мавра, высоко подбрасывали его в воздух. К танцовщикам прибавлялись певцы, поясняющие ход борьбы, победу и триумф победителей. Со временем характеристика мавра получала все более шутовской, буффонный оттенок. Мореска сохранилась и в эпоху Возрождения {389}.

Существовали танцы и процессии ремесленных цехов. Это были пантомимные сценки на темы труда и быта, в которых были сильны сатирические мотивы. Изображение крестьянских танцев мы находим на старинных гравюрах Я.Т.Бри и картинах П.Брейгеля Мужицкого.

Народная хореография стала основой светского бытового танца. Упоминания о характере танцев мы находим в романе французского писателя эпохи Возрождения Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Народная хореография, вместе с тем, претерпела изменения: усложнилась техника, характер и манера исполнения. В рыцарских замках возник «благородный» бассданс {386,467}, исполняемый под музыкальное сопровождение. В этот период большую роль в развитии инструментальной музыки играли трубадуры. В придворном обществе ХIV в. особенно популярным становится исполнение парного танца «эстампи».

Театрализованные представления разыгрывались на феодальных празднествах и назывались междуяствия (интермедии). Осуществлялись маскарады {389}, например «Маскарад пламенных» (1393). Постепенно простейшие выходы (момерии) ряженых перерастают в драматизированное пантомимное представление. Момерии {389} отличались злободневностью тематики, иногда политической направленностью. Например, «Пир фазана» (1454) с использованием пышных декоративных установок, эффектностью выхода ряженых. Момерия и междуяствия стали начальными формами балетных представлений.

Русское хореографическое искусство также имеет народные истоки. Синкретизм - характерное явление для раннего этапа народного творчества у всех народов. Танец занимает одно из главных мест в календарных, культовых, свадебных обрядах. Танец выражает все богатство настроений и чувств русского народа, начиная от лирического девичьего хоровода до мужественной пляски. В искусстве скоморохов – первых профессиональных актеров Древней Руси – танец передавал элементы юмора, пародии, гротеска и социальной сатиры. Церковь всячески боролась с проявлениями скоморошества, с языческим жизнеутверждающим характером народной танцевальной стихии. Язык народного танца стал одним из основных компонентов формирования классической национальной хореографии. Широта, кантиленость {388}, ритмическое разнообразие и выразительность стали отличительными особенностями русского народного танца.

Театр (от греч. theatron - места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" - смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно
Музыкальные стили и направления ХХ века