Строительная механика Детали машин Электроника Электротехника Энергетика Физика Машиностроительное черчение Начертательная геометрия Решение задач типового задания из учебника Кузнецова Вычислить интеграл ТФКП Вычислить интеграл
История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русское изобразительное искусство ХI-ХVI веков.

Живопись. Домонгольский период ХI-ХII вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.

Время татарских нашествий – это время древнерусского примитива. Древняя Русь оказалась обособленной, лишилась возможности создавать крупные памятники, принимать у себя крупных зарубежных мастеров. В связи с этим стали творить мастера малоискусные, но по-варварски непосредственные, подкупающие «прелестью простоты и вымысла» (Пушкин о Печерском Патерике).

Объединение страны привело к возрождению достижений домонгольского периода. В домонгольском искусстве большое значение придавалось драгоценным материалам: золоту, мозаике, эмали. Это сказывалось и в живописи. Традиции раскрылись по-новому в эпоху Феофана и Рублева.

Древнерусская живопись новгородской школы ХV века. В новгородских иконах много сходства с народной поэзией, с былинами, фольклором.

В период объединения Руси особенно развивается живопись, иконопись. Отличительными чертами новгородской и псковской школы были лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника. Этот период отмечен как «золотой век» стенной живописи. Фрески художников отличались усилением психологизма, использованием пейзажа.

Трагический пафос монументального творчества связан с творчеством Феофана Грека (1340-1405). Его деятельность начиналась в Древнем Киеве, но несоответствие праздничного, пышного Киева духу художника привело к разрыву и решению переехать в Новгород. Изображение святых в ц.Спаса-Нередицы стало поворотным моментом в творчестве Феофана: он стремится подчеркнуть живые, индивидуальные черты характеров, воплощает черты прототипов – жителей Новгорода в портретах святых. Главная особенность манеры исполнения его фресковых портретов - это мятущийся, внутренний драматизм святых за счет сильных, порывистых мазков, использование основных трех цветов (охра, коричневый, белый). Московский период Феофана связан с яркими, живописными, праздничными тонами фресок, которыми украшен Архангельский собор. Сохранилась икона «Мельхиседек» {Прил.39}.

Святые Андрея Рублева (1360/70-ок.1430) живут в гармоничном мире, пронизаны добротой и спокойствием. Русские испытывали большую потребность в искусстве жизнеутверждающем, способном раскрыть гармонию мироздания. Юность художника пришлась на ту пору, когда воссияла над Русью победа Куликова поля, он видел плоды победы – всеобщий подъем, пробуждение надежд.

У Рублева решающее значение имеют пропорции, ритм, красота телесного мира, возможность через зримое приобщать человека к красоте незримой, возвышенной. Именно поэтому человечность и одухотворенность образов, совершенство формы, лирическая умиротворенность, обращение художника к неярким тонам, подчеркивающим тишину, интимную атмосферу беседы, радостное отношение к миру отличают знаменитую «Троицу» {Прил.35}. Им написаны «Страшный суд», фрески, росписи собора в Андрониковом монастыре, «Ангел» {Прил.36}. Любимый цвет голубой, который своеобразно используется во всех работах Рублева, стал символом чистоты.

Мастер Дионисий (1440-1502/03): роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора, Ферапонтова монастыря. Новым стало развитие жанра исторического портрета – интерес к реальным историческим лицам и событиям. Его искусство такое же возвышенное и идеальное, как и творчество Рублева. Однако Дионисий находил возвышенное не в идеальных ангельских персонажах, как Рублев, но в людях, которые, как античный хор, присутствуют у него при торжественном священнодействии. В его работах мало драматизма, красота проявляется не в простоте и ясности, как у Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. «Сошествие» - это не столько изведение праведников из ада, сколько явление Христа народу, победа добра над злом, торжество света над тьмой. Имя Дионисия знаменует последнюю эпоху расцвета русской живописи. Икона «Апокалипсис» - свидетельство изобразительных успехов русской живописи. Независимо от Запада она сама подходила к решению задач, которые вдохновляли тогда и мастеров Возрождения.

Органическому развитию русской школы положили конец постановления Стоглавого собора. Начиная с середины ХVI в. официальное искусство Древней Руси теряет свои достижения, теперь преобладает шаблон, усиливается ремесленничество. Канонизация образцов, мелочный контроль, нетерпимость к каждому отклонению от канонов приводит к тому, что меркнет воображение даже самых даровитых художников. Между иконами ХV в. и иконами ХVI в. имеется то же коренное различие, как между греческими оригиналами и римскими копиями.

Архитектура Древней Руси. Основным материалом в этот период было дерево. Из дерева шло строительство всех видов сооружений – жилых домов, дворцов, церквей, монастырей. В ХI в. начинается каменное строительство. Одним из первых был крупнейший памятник архитектуры Киева этого периода - Софийский собор {Прил.29}, начало которого заложено в 1037 г.: пятинефный крестово-купольный храм с 13-ью главами, окруженный одноэтажными галереями на аркадах. Стены и своды собора покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой с преобладанием сине-лиловых тонов на сверкающем золотом фоне. Утверждается торжественно-парадный стиль изображения, близкий образам Византии.

Новгород ХII в. связан с установлением республиканской формы правления (народное вече). Архитектура Древнего Новгорода резко отличалась от киевской. Строительство храмов осуществлялось в отдалении от города, в пространстве, связанном с природой. Скромные однокупольные храмы строились из природного камня белого цвета с шероховатой поверхностью. Золотой купол напоминал шлем воина-богатыря. Новгородское искусство стало основой, из которой выросло все русское искусство (Белинский).

Шлемовидная однокупольная, с узкими щелевидными окнами на фасадах и барабане церковь Спаса-Нередицы {Прил.30} близ Новгорода (ХII в.) стала типичной формой для последующего русского зодчества: трех частное деление - три нефа, три алтарные апсиды. Фресковая роспись с типичным колоритом: голубоватый фон, на котором выступают охристые, коричневатые и белые пятна. Церковь в Старой Ладоге (ХII в.): небольшая по размеру, кубическая по форме, фрески трех цветов покрывают стены с потолка до пола. Церковь Спаса на Ильине {Прил.31} (ХIV в.)  сохранила в себе фрагменты фресок Феофана Грека - «Ангел» {Прил.34}. В Новгороде был построен Софийский собор {Прил.38}.

Новгородский тип храмов стал характерным типом и для архитектуры города Пскова. Самая значительная - Церковь Василия на горке (ХV в.), а также строительство звонниц с подвешенными колоколами.

Крупный центр зодчества – Владимиро-Суздальское княжество. Успенский собор (1158), окруженный галереями и украшенный небольшими колоннами и арками, с хорошо сохранившейся иконописью Андрея Рублева и его фресками с изображением Страшного суда при входе под величественными сводами собора. Дмитриевский собор (1194-1197) как придворный храм, богатый по убранству: орнаментальная резьба скульптурных изображений святых, животных, птиц из белого камня. В Суздале ХV-ХVI вв. построено 40 церквей, 12 колоколен, 5 монастырей. Богатые семьи имели зимнюю и летнюю церкви.

С Церкви на Нерли {Прил.33} начинается отход от воинственного типа храма: деление на два яруса, окна узкие, но иллюзия широкого окна за счет расходящихся кругов, стены украшены резным камнем, барабан вытянут вверх, купола мягкие, округлые. Главная особенность ц. на Нерли - небольшая церковь трижды отражается в реке, что придает ей лиричность и интимный характер.

Широкое каменное строительство началось в Москве – объединительнице всех русских земель. Белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, храм Благовещения {Прил.40}. Появилось новое направление в московской архитектуре – ступенчатое расположение сводов, использование кирпича и терракоты. Монументальный и величественный златоглавый Успенский собор {Прил.32} (1470) стал центральным сооружением Кремля и всей Москвы. Архитектор Аристотель Феорованти обратился к новгородским и московским традициям, обогатил неповторимыми фресковыми росписями Андрея Рублева. Архангельский собор – усыпальница всех царей создан архитектором из Болоньи - Алевиз Новый, который использует традиции итальянского зодчества эпохи Возрождения: палаты напоминают палаццо, карниз, стены украшены пилястрами и коринфскими капителями. Но интерьер сохраняет русский стиль новгородских соборов с фресками на стенах. Грановитая палата {Прил.41}(1487-1491), стены и своды сплошь покрыты живописью.

В этот период получает распространение новое направление в зодчестве – небольшие посадские и вотчинные храмы. Первый храм шатрового типа - церковь Вознесения (1532) в селе Коломенское с пирамидальной башней. Храм Василия Блаженного {Прил.37} (1555-1561), осуществленный архитекторами Барма и Постником. Создатели проявили неисчерпаемое воображение в своем умении чередовать и сливать полуциркульные арочки с пирамидальными фронтонами, варьировать до бесконечности отдельные мотивы. Это живописное целое, объединенное в основании галереями и крыльцами, имеет 9 башенок-луковиц. Первоначально 9 серебряных куполов сочетались с розовым камнем, а в ХVII веке купола стали многоцветными, декоративными и использован национальный стиль декоративно-прикладного искусства. В отличие от других древнерусских храмов, этот утверждает радостное и мужественно-спокойное восхваление мира, воплощает народную идею о мировом порядке.

Постепенно возникают первые здания общественного и светского назначения. Спасская башня Кремля (архитектор из Англии Галловей): обращение к традициям английской готики и древнерусской архитектуры, незаметный переход от красного кирпича к белым узорам купола. Светские постройки осуществляли иностранные архитекторы Антонио Салари и Марко Руффо. В этот период возникли памятники русского литейного искусства: «Царь-пушка» и «Царь-колокол», архитектурные комплексы Москвы – Китай-город, Белый город.

Особенностью строительства жилых домов были: каменные палаты бояр, напоминающие церковную архитектуру, с перекрытиями, с тишиной, с креслом для хозяина и лавочками для приглашенных. Царская спальня была голубого цвета с веткой цветущей яблони; а официальная комната – густо-красная с использованием орнамента.

Театр (от греч. theatron - места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" - смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно
Музыкальные стили и направления ХХ века