Строительная механика Детали машин Электроника Электротехника Энергетика Физика Машиностроительное черчение Начертательная геометрия Решение задач типового задания из учебника Кузнецова Вычислить интеграл ТФКП Вычислить интеграл
История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русская театр второй половины ХIХ в.

Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова (1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.

Место и значение драматургии в творчестве И.С.Тургенева (1818-1883). Пародийно-сатирический характер драмы «Неосторожность», построенной на ироническом обыгрывании штампованных сюжетных мотивов, образов и эффектов романтической «испанской» драмы. Гоголевские традиции «натуральной школы» в пьесах «Безденежье», «Завтрак у предводителя». Усиление социальных мотивов и обличительной направленности в пьесах «Нахлебник (1848) и «Холостяк» (1849). Тема защиты «маленького человека». Образ молодого разночинца как нового типа героя в комедии «Месяц в деревне» (1850). Своеобразие художественной манеры Тургенева: изображение обыкновенной, повседневной жизни без сатирической гиперболизации черт изображаемых явлений, характеров, событий; тонкость психологического анализа характеров основных персонажей; ослабленность внешнего действия при напряженном внутреннем драматизме; стремление к созданию «настроения», введение «подтекста»; значение пейзажа.

Творческое развитие эстетических принципов театра Тургенева в русской драме конца ХIХ – начала ХХ вв., прежде всего, получает в драматургии А.П.Чехова.

Драматургия и театральная деятельность А.Н.Островского (1823-1886). Значение Островского в развитии русского театра в следующем: создание русского национального репертуара, утверждение реалистической драмы. Ему близки эстетические взгляды революционных демократов. Сближение его на какое-то время со славянофилами, с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», а впоследствии – с передовым журналом «Современник» - это определенные изменения в мировоззрении драматурга.

Эстетические взгляды Островского: театр как средство просвещения и воспитания народа, развитие мыслей Пушкина и Гоголя о «народном театре». Островский большое внимание уделял развитию актерского искусства, вел борьбу за театральное образование.

Создание современной реалистической драмы, раскрывающей трагическое и комическое начала жизни, связано с проявлением несоответствия современных социальных норм требованиям разума и нравам человека. Метод драматургии Островского отличен от метода Гоголя. У Островского проявляется большая социальная конкретность представления о «пороке». Новаторский характер драматургии заключается в изображении «драмы жизни» (Добролюбов), в изображении действительности, типичных характеров и явлений, стремление к полному и точному воспроизведению жизни. Драматургия Островского носит «аналитический» характер, воспринимается как грандиозная «человеческая комедия», рисующая русское общество второй половины ХIХ в. Значение «счастливых» развязок – это их связь с эстетическими представлениями народного зрителя. Случайность как одно из проявлений сути жизни, лишенной разумной основы. Прием «значащих» имен, принятых в русской комедии ХVIII в., используется Островским по-новому: замена условно-театральных вымышленных имен (Глупов, Чужехват) подлинными, не противоречащими достоверности (Тигрий Львович Лютов в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын»). Характер и типы заглавий так же несут смысловую нагрузку в пьесе.

Виды драматических произведений Островского: сцены, комедии, драмы. Одна из первых пьес «Свои люди – сочтемся!» (1849): социальная значимость темы ложного банкротства, получившая распространение этой формы обогащения в повседневной «деловой» практике купечества; характер решения «любовной» линии сюжета; отсутствие положительного героя. Наивная откровенность персонажей – одно из средств сатирического заострения образов.

Поиски положительных типов русской жизни в купеческой среде, сохраняющей, с точки зрения славянофилов, исконно русские начала в характерах и патриархальном укладе жизни получили отражение в пьесах 1853-1855 гг. – «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Продолжение традиций сатирической комедии – «Доходное место» (1856). Образ Жадова, его отличие от традиционного типа положительного героя: молодой человек, стремящийся сочетать следование передовым идеям времени с благополучием и счастьем семейной жизни. Мысль о сложном, полном драматизма и мучительных колебаний характере человека, способного выдержать жизненные испытания, не изменив своим убеждениям. «Гроза» (1859) – вершина дореформенной драматургии Островского. Обобщенный характер образов и событий семейной драмы, составляющей фабулу пьесы.

Драматургия в пореформенный период – раскрытие драматизма повседневной жизни обыкновенного человека, противоречие между стремлением человека к счастью и неразумными и несправедливыми нравственными законами общества. Многообразие жанров и типов пьес: от комедии нравов к социально-психологической драме. «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), тема проданного ума, ставшего даром приспособления и изворотливости. Драматургия 70-80-х гг.: «Лес», «Бешеные деньги», «Волки овцы», «Таланты и поклонники», «Бесприданница» и др. Отражения в них трагизма человеческого существования в мире, где властвуют деньги, определяющие характер отношений между людьми и их судьбы. Всестороннее и глубокое раскрытие характеров, яркое описание нравов, широкое изображение социальных бытовых условий жизни. Мастерство композиции и построения сюжета. Богатство и выразительность языка. Поэтика имен и заглавий. Поздние драмы Островского и драматургия Чехова, раскрытие трагической судьбы чистых, духовно богатых людей, чуждых миру, где все разменивается на деньги.

Остросатирическая драматургия М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889) – «Смерть Пазухина» (1857), купеческая Россия как «царство смерти»; «Тени» (1860) как «книга об умирающих», проводы в «царство теней все отживающее». Своеобразие приемов драматурга – в предельной заостренности, сатирической гиперболизации образов. Смех чаще всего сменяется негодованием, беспощадным сарказмом обличения. Щедрин разрушает рамки бытовой картины, обнажая чудовищную нелепость, уродливость человеческих отношений.

Злободневность и острота тематики в драматургии А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903). Его трилогия «Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869) имеет идейно-тематическое единство: гибель человека и человечности, торжество хищнических страстей, низких инстинктов, алчности, жестокости и беззакония, становящихся нормой жизни общества и государства. В комедиях звучит злой смех автора, и в этом смехе – грозный приговор миру насилия, лицемерия и несправедливости. Недаром министр внутренних дел Валуев назвал пьесу «Смерть Тарелкина» - «сплошной революцией». Кроме комедии «Свадьба Кречинского», остальные оказались под запретом. Целиком трилогия была издана в 1869 году под смягчающим ее злободневность названием «Картины прошедшего».

Театр и драматургия 80-90-х гг. А.К.Толстой (1817-1875) и его трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) – вершина русской исторической драматургии второй половины ХIХ в.

Л.Н.Толстой (1828-1910), особенность драматургии, обусловленная художественным методом писателя. Смелый и беспощадный реализм, показывающий лживость основ общественной морали, семьи и церкви. Умение раскрыть «диалектику души» (Чернышевский). «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), «Живой труп» (1900) - значительность их социальной, философской и нравственно-этической проблематики.

Драму Толстой считал одним из самых значительных видов литературного творчества по силе воздействия на общество. Этим, в частности, объясняется необыкновенная требовательность художника к собственным драматическим произведениям, тщательная работа над текстом, большое количество переделок, вариантов.

Толстой строит конфликт на столкновении правды человеческой и правды официальной. Живая человеческая жизнь вступает в неразрешимое противоречие с нормами морали, законами общества.

В 90-е годы героико-романтическая тема классического репертуара несколько затухает. Эпоха выдвигает перед театрами новые темы, требующие решения новых художественных задач. В актерском искусстве проявляются тенденции к тонкому изображению сложного внутреннего мира человека, к углубленной психологизации образов.

Труппа Малого театра к концу ХIХ века была необыкновенно богата талантами. В ней сосредоточились крупнейшие артисты своего времени, принесшие славу Малому театру и всему русскому искусству. Это Г.Н.Федотова (1846-1925), М.Н.Ермолова (1853-1928), М.П.Садовский (1847-1910), А.П.Ленский (1847-1908), О.О.Садовская (1850-1919), А.И.Южин-Сумбатов (1857-1927). Они являлись хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Прова Садовского, творцами искусства высокой гражданственности, героизма, жизненной правды.

В 1881 году на александринскую сцену в Петербурге поступает крупнейшая русская актриса, обладающая огромным трагическим дарованием, - П.А.Стрепетова (1850-1903). Ее искусство воспевало простую русскую женщину, рассказывало о ее многострадальной судьбе, было проникнуто гневом против социальной несправедливости.

В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор - зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен - уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля - серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.
Музыкальные стили и направления ХХ века