Строительная механика Детали машин Электроника Электротехника Энергетика Физика Машиностроительное черчение Начертательная геометрия Решение задач типового задания из учебника Кузнецова Вычислить интеграл ТФКП Вычислить интеграл
История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

[an error occurred while processing this directive]

Европейский театр эпохи Просвещения ХVIII века

Просвещение – выражение идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции, промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.

Утверждение просветителями общественного значения искусства. Театр эпохи Просвещения как арена борьбы. Сближение понятий «эстетического» и «этического». Утверждение просветительского классицизма и рост в нем реалистических тенденций. Прогрессивное значение просветительского реализма. Сентиментализм как выражение интереса к душевному миру человека – представителя третьего сословия, как стремление к углубленному раскрытию его психологии.

Англия. Преобладание моральной проблематики в английском искусстве. Выдвижение буржуазного героя. Возникновение комедии нравов, усиление сатирических элементов связано с Уильямом Конгривом (1670-1729).

Изменение отношения буржуазии к театру после революции 1688 г. Развитие сентиментальной дидактической комедии и буржуазной драмы: «Лондонский купец» (1731) Джорджа Лилло (1693-1739) и черты патриархальной морали; «Игрок» (1753) Эдварда Мура (1712-1757) и трагедийная трактовка картежной страсти, утверждение пуританской морали. Протест против пуританской морали, культ веселья, возникновение малого жанра «балладная опера», «репетиция», например, «Опера нищего» (1728) Джона Гея (1685-1732).

Наиболее ярким представителем критической линии английского Просвещения был Генри Филдинг (1707-1754), создавший бытовые комедии («Судья в собственной ловушке», 1730), политические комедии («Дон Кихот в Англии», 1734) и балладные оперы («Опера Граб-стрита», 1731).

Оливер Голдсмит (1728-1744) и его комедия «Ночь ошибок» (1773) - это борьба против сентиментальной нравоучительности. Ричард Шеридан (1751-1816) – крупнейший драматург, в творчестве которого получили развитие реализм характеров и критическая направленность комедий. «Соперники» (1775) и «Школа злословия» (1777) обличают пуританское ханжество и паразитизм верхушки общества. Шеридан обладал блестящим комедийным мастерством.

Привилегированные театры Лондона «Друри Лейн» и «Ковент Гарден» вели борьбу с демократическими «малыми» театрами. В творчестве актеров Томаса Беттертона (1635-1710) и Чарльза Маклина (1699-1797) получили отражение классицистские и реалистические тенденции. Ведущим актером-реалистом и реформатором эпохи Просвещения был Дэвид Гаррик (1717-1779). Его значение в том, что он создал актерский ансамбль, новый метод репетиций, реконструировал сцену, декорации и костюмы. В основном обращался к драматургии Шекспира: Гаррик - Гамлет, король Лир, в комедийных ролях. Огромно влияние английского реформатора Гаррика на дальнейшее развитие актерского искусства и режиссуры в Западной Европе.

Франция. Историческая роль французского Просвещения в подготовке буржуазной революции 1789-1794 гг. Борьба просветителей против аристократического искусства, за искусство, насыщенное социально-политической проблематикой.

Франсуа Мари Вольтер (1694-1778) – центральная фигура первого этапа Просвещения. Несмотря на противоречивый характер политических, философских и эстетических взглядов, Вольтер стал главой просветительского классицизма, его прогрессивных черт. Утвердил сенсуализм {Информ.6} на сцене, ввел массовые сцены, что было недопустимо в классицистских произведениях. В трагедиях «Заира» (1732) и «Магомет» (1741) открыто обличает деспотизм и религиозный фанатизм. К Шекспиру имел двойственное отношение. Римские трагедии Вольтера «Брут» (1730) и «Смерть Цезаря» (1731) отражают гражданские, республиканские идеалы. Усиление этих черт гражданской патетики в трагедии накануне революции в творчестве последователей Вольтера.

Эволюция французской комедии ХVIII в. Сатирическая комедия Жана Франсуа Реньяра (1655-1709), его протест против ханжества двора Людовика ХIV. в комедиях «Игрок» (1696) и «Единственный наследник» (1708). Выдвижение образов слуг, блестящее комедийное мастерство стали новаторскими чертами Реньяра. Дргугой драматург этого времени Ален Рене Лесаж (1668-1747). Его комедия «Криспин, соперник своего господина» (1707) стала подготовкой создания образа Фигаро. В комедии «Тюркаре» (1709) автор разоблачает ростовщическую буржуазию и разлагающуюся родовую аристократию. Комедии Лесажа отличаются действенностью, мастерством построения характера, введением приемов сатирического гротеска. Лесаж оказал влияние на возникновение жанра «опера-комик» (французская комическая опера с разговорными диалогами). Значение творчества Пьера де Мариво (1688-1763) в разработке жанра любовно-психологической комедии, например,«Игра любви и случая» (1730), в создании особого галантного жаргона «мариводаж».

Дени Дидро (1713-1784) – центральная фигура второго этапа Просвещения, разработка им эстетики просветительского реализма, редактор «Энциклопедии», драматург и теоретик драмы. Борьба Дидро за естественность и правдивость в искусстве, получившая теоретическое обоснование в трактате «Парадокс об актере» (1770-1778). Он создал образец третьего жанра «драмы» - «Отец семейства» (1758), отражающая практическое воплощение эстетики Дидро.

Пьер Огюстен Бомарше (Карон, 1732-1799) – крупнейший драматург революционной буржуазии ХVIII в. Комедии «Севильский цирюльник» (1773, пост. 1775) и «Женитьба Фигаро» (1779, пост.1784) выдвинули образ Фигаро – положительного героя-плебея, обличителя феодального общества. В драматургии Бомарше получил отражение основной социальный конфликт эпохи. Комедии Бомарше отличают реалистическая сила, типичность образов, многообразие художественных средств, живость и богатство действия. В годы революции происходит ослабление демократических настроений Бомарше («Преступная мать», 1792).

Театр «Комеди Франсез», его монопольное положение. Борьба направлений в актерском искусстве. Адриенна Лекуврер (1692-1730) и попытка преодоления условности исполнения классицистской трагедии. Вольтеровская школа трагического актера, гражданский публицистикий пафос, поиски трагического характера в творчестве Анри Луи Лекена (1729-1778). «Королевская академия музыки и танца» и расцвет оперно-балетного театра: разнообразие жанров (лирическая трагедия, опера-балет), формирование балета как самостоятельного жанра. Ярмарочные и бульварные театры как основная театральная трибуна третьего сословия. Широкое использование пародии и сатиры. Подготовка жанров театра Французской революции 1789 г.

Италия. Просветительское движение и борьба за национальное единство. Задачи итальянских просветителей в области театра: реформа трагедии и комедии, идея общественной полезности искусства, стремление к единству эстетического и этического. Реформа традиций комедии дель арте и оперы.

Карло Гольдони (1707-1793) – крупнейший драматург эпохи Просвещения, создатель национальной итальянской комедии нравов. Критическое освоение им сценического наследия комедии дель арте, использование опыта других стран. Сохранение национального своеобразия итальянского театра, продолжение народных традиций комедии дель арте в ранних комедиях («Слуга двух господ», 1749). Гольдони о своей реформе «Комический театр» (1750), связь реформы с передовыми идеями эпохи Просвещения. Реализм и демократизм его комедий, отражение быта и нравов различных социальных слоев общества. Обличение им вырождающегося дворянства, сочувственное изображение представителей новой буржуазии, к народу. Комедии нравов (на литературном языке): «Кофейная» (1750), «Хозяйка гостиницы» (1753). Народные комедии (на венецианском диалекте): «Бабьи сплетни» (1765), «Кьоджинские перепалки» (1761) и др. Художественное совершенство комедий, их сценичность. Реформа Гольдони оказали влияние на развитиеой оперы-буфф» (комическая опера) второй половины ХVIII в.

Карло Гоцци (1720-1806), борьба против Гольдони и его реформы. Нападки на демократизм Гольдони, отрицание театра, рисующего нравы «черни». Защита комедии дель арте. Антибуржуазная позиция Гоцци. Фьябы (театральная сказка) Гоцци, широкое использование в них народного, фольклорного материала, попытка возрождения импровизации и буффонады масок комедии дель арте – «Любовь к трем апельсинам» (1761). Поэтичность фьяб, утверждение высокой морали, прославление человечески чувств, разоблачение эгоизма и лицемерия – «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762), «Зеленая птичка» (1765). Сочетание драматизма и юмора, контрастное совмещение в них сказочной фантастики и условной экзотики с реально-бытовой буффонадой. Кратковременность успеха фьяб Гоцци в Венеции. Последующее увлечение ими романтиков ХIХ в. и сторонников новых реформ театра ХХ в.

Витторио Альфьери (1749-1803) – создатель итальянской политической трагедии. Утверждение идеи национального воссоединения Италии. Тираноборческая и республиканская направленность трагедий «Филипп», «Виргиния».

В Италии ХVIII в. развивается театральная архитектура, усовершенствуется ярусный тип театра. Происходит открытие трех крупнейших оперных театров – «Сан-Карло» в Неаполе (1737), «Ла Скала» в Милане (1778), и «Ла Фениче» в Венеции (1792). Новаторство в достижении художниками семьи Биббиена эффекта иллюзорной глубины и бесконечности сценического пространства, отказ от «волшебной машинерии» ХVII в., использование средств живописи, искусства светотени. Для художников Биббиена характерны

монументальность, архитектурные мотивы, композиционная свобода, живописность декораций.

Германия. Оставалась раздробленной страной, экономически и политически отсталой. Разрыв между практикой и идеалами, отсутствие революционных устремлений отличало немецкое бюргерство. Задачу борьбы за объединение Германии взяло на себя литературное движение «Бури и натиска» (штюрмеров). По мере нарастания революции во Франции и усиления реакции в Германии происходит распад штюрмерства. Начинается реформы немецкого театра: попытка насаждения французского классицизма и создания на этой основе национального театра.

Готгольд-Эфраим Лессинг (1729-1781) - крупнейший немецкий просветитель. Его работа в Гамбургском национальном театре. Театрально-эстетические взгляды Лессинга отражены в сборнике «Гамбургская драматургия». Здесь он критикует французский классицизм и борется за национальное реалистическое искусство. Ставит на защиту мещанскую драму. Утверждает воспитательное значение театра. Выдвигает учение о «нравственном характере». Взгляды Лессинга на актерское искусство во многом совпадают с Дидро. Драмы «Эмилия Галотти» (1772), где обличается феодальный деспотизм; «Натан Мудрый» (1779) – о борьбе с религиозным фанатизмом. Просветительский реализм Лессинга имел прогрессивное значение.

Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832 – величайший поэт Германии. Первый период творчества – выражение идей «Бури и натиска». Преодоление Гете штюрмерских идей, отказ от бунтарства. Историческая трагедия «Эгмонт» (1775-1787), героический образ Клерхен - девушки из народа. Вершина творчества Гете – философская драма «Фауст» (1775-1831).

Веймарский классицизм. Идеалистическое решение в нем проблем свободы: замена политической проблематики моральной. Отношение Гете к французской революции - двойственно.

Фридрих Шиллер (1759-1805) – крупнейший немецкий драматург, выразитель бунтарских настроений мелкобуржуазной интеллигенции. Этапы творчества Шиллера и связь с проблемой революции: «Разбойники» (1781) - тираноборческая, антифеодальная направленность пьесы; «Коварство и любовь» (1784) - острый социальный конфликт; трагедия «Дон Карлос» (1784-1787) - отход от штюрмерских идей. Увлечение Шиллера философией Канта и отражение этого в его эстетике.

Господство в немецком театре мещанского бытового репертуара после спада штюрмерства. Режиссерская деятельность Гете в Веймаре. Попытка создать высокое искусство в противовес мещанской драме. Отличие веймарского классицизма от французского.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.;
Музыкальные стили и направления ХХ века