Строительная механика Детали машин Электроника Электротехника Энергетика Физика Машиностроительное черчение Начертательная геометрия Решение задач типового задания из учебника Кузнецова Вычислить интеграл ТФКП Вычислить интеграл
История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

[an error occurred while processing this directive]

Развитие русской национальной драматургии и театра. Классицизм.

Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Александр Петрович Сумароков (1718-1777) – создатель драматургии русского дворянского классицизма. Сумароков- идеолог просвещенного абсолютизма. Он - создатель типа русской «классической» трагедии: отказ от типичных для классицизма античных сюжетов и обращение к русской истории. Его первые трагедии «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», в которых звучит тема гражданского долга. Особенность трагедии «Дмитрий Самозванец»: обострение тираноборческой тематики, применение новых драматургических и сценических выразительных приемов. Борьба Сумарокова со «слезной комедией», выдвигавшей на сцену чернь.

Сумароков придавал большое значение комедии как борьбы с дурными пороками общества. Эволюция творчества Сумарокова – это путь от комедии-фарса к комедии нравов. «Тресотиниус», «Чудовищи», «Опекун», «Вздорщица», «Рогоносец по воображению» посвящены обличению дворян, нарушающих нормы поведения идеальных дворян, достойных управлять страной. Комедии Сумарокова определяли репертуар театров второй половины ХVIII - начала ХIХ вв. Первые постановки трагедий и комедий в любительском театре кадетов Шляхетного корпуса при дворе.

Место драматических произведений Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) в его поэтическом наследии и в драматургии ХVIII в. «Тамира и Селим», стремление Ломоносова расширить круг проблем классической драматургии и выйти за пределы норм классицизма: мысль об обусловленности судеб людей судьбами народов и государств; победа русских над Мамаем, определяющая судьбу Тамиры и Селима. Попытка Ломоносова внести живость и разнообразие в поэтический язык пьесы, введение перекрестной рифмы. Постановка спектакля осуществлена в придворном театре.

Борьба за создание русского национального театра. Широкое распространение любительских театральных представлений в демократических слоях в середине ХVIII в. Ярославский любительский театр Ф.Г.Волкова (с 1750). Превращение его в профессиональный общедоступный городской театр. Вызов Елизаветой Петровной «ярославцев» в Петербург, обучение их в Шляхетном корпусе под руководством Сумарокова. Учреждение русского государственного театра в 1756 г. (1832 – Александринский; ныне Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина). Общедоступный характер театра, последующее превращение его в театр при дворе. Создание постоянного общедоступного театра в Москве на основе любительского театра университета.

Открытие Эрмитажного театра при дворе для узкого круга придворной публики. Театральная политика Екатерины II.

Развитие благородных и крепостных театров русских дворян в конце ХVIII в. Их сословно-замкнутый характер.

Возникновение и развитие сентиментализма как художественного направления. В.И.Лукин (1737-1794) и его комедия «Мот, любовию исправленный», отказ от изображения условно театральных комических персонажей и стремление показать обыкновенную жизнь обыкновенных людей. Развитие темы карточной игры и игрока (пьесы Мура, Реньяра, Сорена). Галерея образов столичных и провинциальных дворян, чиновников, купцов, крепостных слуг. Широта и достоверность изображения нравов современного общества. М.М.Херасков (1733-1807), сочетание классицизма и сентиментализма в его творчестве. Его трагедия «Венецианская монахиня» (1758) – образец первой русской «слезной драмы». М.И.Веревкин (1732-1795), своеобразие сентиментализма в его творчестве: изображение современной русской жизни, быта, нравов. Его «слезные драмы» - «Так и должно» (1773) и «Точь-в-точь» (1774) дают обличительно реалистические черты в обрисовке нравов, но при этом присутствует схематизм образов положительных персонажей. Его пьесы утверждают культ добродетели как морального и гражданского закона, нарушаемого невежественными помещиками, взяточниками-чиновниками и бунтующей «чернью».

Развитие сатирической комедии и формирование критического реализма связано с творчеством Д.И.Фонвизина (1745-1792). Он стал основоположником «обличительно-реалистической линии» в драматургии. В творчестве Фонвизина присутствуют элементы классицизма и сентиментализма. Участие в любительском университетском театре, дружба с Дмитревским, участие в работе над постановкой «Недоросль», дружба с Н.И.Паниным, участие в сатирических журналах Новикова сблизили его с кругом передовых дворян. Перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы»и ее постановка имели шумный успех. Вскоре он обращается к сатирической комедии из русской жизни и пишет комедии «Бригадир» и «Недоросль». В них обличает крепостничество с позиций дворянского просветительства. В пьесах даны типичность характеров и обстоятельств крепостнической помещичьей России конца ХVIII в. и обличение не «дурных» помещиков, а крепостничества в целом. Первое представление комедии «Недоросль» осуществлено в театре на Царицыном лугу в Петербурге актером Дмитревским.

«Ода на рабство» В.В.Капниста (1757-1823) выразило критическое отношение многих к крепостнической политике Екатерины II. Он был близок сатирическим произведениям Фонвизина и журналам Новикова. Самое значительное драматическое произведение Капниста – комедия «Ябеда». В ней показана сатира, разоблачающая беззаконие, продажность суда и хищничество царских чиновников. Реалистические черты пьесы сочетаются с приемами гротеска (сцены пирушки судейских чиновников и заседания гражданской палаты).

Крупнейшим представителем прогрессивной русской драматургии 60-80-х годов ХVIII в. был Я.Б.Княжнин (1742-1791). Его творчество отличается многообразием драматических форм: трагедии, стихотворные и прозаические комедии, мелодрамы, комические оперы. Произведения удивительно сценичны, поэтому охотно ставятся в театре. Творчество Княжнина воздействовало на развитие классицизма и определяло новое литературно-театральное течение.

Трагедия «Вадим Новгородский» (1789) – это высшее достижение политической трагедии этого периода. Летописный источник сюжета о новгородце Вадиме Храбром, который погиб в борьбе с князем Рюриком, лишившем новгородцев их исконной вольности иначе разработана в драме Екатерины II «Историческое представление…из жизни Рюрика» (1786). Трагедия Княжнина реабилитирует образ Вадима. В трагедии тираноборческие идеи перерастают в осуждение самого принципа самодержавия. «Вадим Новгородский» - драма идей, в ней отсутствуют внешние сценические эффекты, но отличает строгость и содержательная простота формы, выразительность языка. После издания трагедии в 1793 г. она получает широкое распространение. Начинаются правительственные репрессии против трагедии и лиц, причастных к ее изданию.

Возникновение комической оперы связано с одним из проявлений процесса демократизации театра и усиления реалистических тенденций. Особенности русской комической оперы: связь с эстетикой сентиментализма и буржуазной драмы; связь лучших произведений этого жанра с сатирической журналистикой и сатирической комедией. Значение комической оперы заключено в разработке и утверждении на русской сцене крестьянской тематики.

Первая русская комическая опера «Анюта», созданная писателем-разночинцем М.Поповым, не столько противопоставляет жизнь крестьян и дворян, сколько утверждает тему природного равенства людей. Изображение крестьянского быта связано с широким использованием народных песен, особенностями языка персонажей. Пьеса Княжнина (музыка Пашкевича) «Несчастье от кареты» - это осмеяние помещичьей галломании, обличение «злоупотребления» крепостным правом и самовластия дворян. Сатирически изображены образы дворян, а героическими и лирическими чертами наделены образы молодых крестьян Лукьяна и Анюты. Юношеская «драма с голосами» Николева «Розана и Любим» защищает человеческие права крестьян. Исключительную популярность имела комическая опера Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват». Она отличается занимательностью и эффектностью сюжета: социальный смыл спора между стариком-крестьянином и его женой-дворянкой об идеальном женихе для дочери. Пьеса пронизана мягким юмором и задушевным лиризмом в изображении крестьянского быта, широко используются народные песни. Постановка пьесы состоялась сразу в двух театрах: в Петровском театре в Москве и на Царицыном лугу в Петербурге.

Антикрепостнический смысл несет юношеская комическая опера И.А.Крылова «Кофейница». Образ злобной и жадной помещицы имеет связь с рассказом о «кофегадальнице» в новиковском журнале «Живописец». Пьеса отличается верностью изображения крепостнических нравов.

Слащаво-сентиментальное изображение жизни крестьян в комических операх В.И.Майкова «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» и псевдонародный характер оперы Екатерины II «Федул с детьми» (1790).

Актерское искусство. «Натуральность» и «чувствительность» - основные требования становления реализма в актерском искусстве конца ХVIII в. Ф.Г.Волков (1728-1763) – «отец русского театра» (Белинский). Ярославский период создания любительского театра. Переезд в Петербург по указу императрицы и бучение в Шляхетном корпусе. Многогранность таланта, разнообразие его деятельности. Постановка массового театрализованного представления маскарада «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. Вольтерьянский характер носили роли Оскальда («Семира») и Американца («Прибежище добродетели»), героико-патриотический пафос - роль Марса. Значение Волкова в том, что он сумел овладеть высоким профессиональным искусством «классической» школы, а также воплотил новые черты русского актерского искусства.

И.А.Дмитревский (1734-1821) – соратник Волкова, один из создателей русского национального театра. Его отличает широта и многообразие театральной деятельности: актер, режиссер, переводчик пьес, педагог, историк театра. Он был лучшим исполнителем ролей в трагедиях и комедиях Сумарокова, Княжнина и др. Он боролся и отстоял постановку комедии «Недоросль». Установил знакомство с актерами-реформаторами европейского театра Лекеном, Гарриком, Клерон. Сам Дмитревский осуществил реформу в области декламации. Дмитревский был руководителем прогрессивного театра на Царицыном лугу. Участвовал совместно с Крыловым в издании прогрессивного журнала «Зритель» (1792). Дмитревский был учителем знаменитой актрисы Е.Семеновой. Значение Дмитревского в истории русского театра велико.

Принципы оформления спектаклей различных жанров в творчестве художников Д.Валериани и П.Гонзаго: театральное освещение, восковые и сальные свечи, их расположение на сцене; освещение зрительного зала во время действия. Отсутствие занавеса между действиями спектакля в этот период свидетельствует об эстетическом единстве сцены (ее оформления) и архитектуры зрительного зала.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.;
Музыкальные стили и направления ХХ века