История искусства 20 века Музыка, балет, кино

Западноевропейская музыка второй половины ХIХ века Развитие оперы в ХIХ в., обновление идейного содержания, формы музыкально-сценического произведения, рождение новых жанров внутри оперы, укрепление связи между оперой и другими видами искусства.

Русские композиторы ХIХ века. Русская музыка и овладение всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством. Русская профессиональная музыка и освоение богатого языка народного песенного творчества. Многообразие тем и сюжетов, получивших отражение в творчестве русских композиторов. Борьба за демократическое искусство. Организация «Могучей кучки»: гражданственность, высокая идейно-воспитательная и этическая роль искусства.

Западноевропейский балетный театр второй половины ХIХ в. Кризис балетного театра этого периода. Падение французской школы, отсутствие единого ансамбля, вырождение грации и изящества в манерность и жеманство пластики. Исполнители ведущих партий на сцене Парижской оперы – итальянские балерины.

Русский балетный театр второй половины ХIХ в. Борьба прогрессивных деятелей культуры за национальный репертуар и народную тематику. Дальнейшее становление русской национальной оперы (А.Даргомыжский, А.Серов). Н.Рубинштейн и основание Московской консерватории (1863). Развитие симфонической музыки. Начало деятельности «Могучей кучки». Выставки художников-передвижников.

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв. Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Западноевропейский театр на рубеже ХIХ–ХХ веков. Кризис буржуазной идеологии. Овладение методом критического реализма. Более позднее, сравнительно с литературой, становление этого направления в драматургии. Значение Ибсена в утверждении критического реализма в мировом театре. Зарождение натурализма.

Балетный театр на рубеже ХIХ-ХХ вв. Русская революция 1905 г. Первая мировая война. Отход от реализма в искусстве. Рождение различных модернистских течений в изобразительном искусстве, их сложность и противоречивость (П.Гоген, В.Ван-Гог, А.Матисс и др.). Развитие декадентских течений в драматургии и театре. Их влияние на хореографию.

Музыкальные стили и направления ХХ века Модернизм - одно из ведущих направлений в искусстве. Модернисты всех видов – авангардисты, додекафонисты, атоналисты и другие - «изобретатели» в музыке, обостренное внимание узкотехническим приемам. Новые идеи и новые музыкальные определения (от влияния импрессионизма в живописи): звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра.

Музыкальная жизнь России ХХ в Начало расцвета балета, симфонической музыки и фортепьянного исполнительства. Поиски новых форм в искусстве. Деятельность антрепренера Сергея Дягилева, и новаторское творчество композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева, Н.Черепнина. «Русские сезоны» в Париже и Лондоне в 1907-1917 гг., представлено более 70 произведений – от русской классики до современных авторов. Творческое объединение «Мир искусства» во главе с А.Бенуа. Утверждение идеи синтеза искусств: связь с театром, музыкой, танцем, актерским исполнением, режиссурой в балетном спектакле. Рождение современного балета.

Западноевропейское изобразительное искусство ХХ века. Первая мировая война и ее влияние на развитие искусства европейских стран. Модернизм как главное художественное направление эпохи ХХ века. Авангардизм как художественное течение. Экспрессионизм в изобразительном искусстве. Футуризм – авангардистское художественное движение 10-20-х г. ХХ в. Неоклассицизм как реакция на экспрессионизм, футуризм. «Новая вещественность» в Германии. «Метафизическая живопись» в Италии.

Изобразительное искусство советского и постсоветского периода. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре 90-х г. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм

Театр западной Европы между двумя войнами. Развитие модернизма в период между двумя мировыми войнами. Рационализм и иррационализм как два типа художественного мышления и два типа отношения к действительности. Бегство от действительности, иррационализм. Протест против фашизма.

Театр США ХХ века. Между двумя войнами. Развитие «развлекательной драматургии, невысокий художественный уровень. Юджин О.Нил (1888-1953) – первый драматург США, сторонник реалистического направления первой половины ХХ в. Ранние пьесы «Анна Крсти» (1921). Экспрессионистские драмы «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924). Разоблачение власти собственничества в драме «Любовь под вязами» (1924). Творческий кризис в 30-е годы. Биографическая пьеса «Долгое путешествие в ночь» (1940) и «Луна для пасынкой судьбы» (1943). Особенности творческого метода драматурга

Балетный театр между двумя мировыми войнами Поиски новых форм и нового танцевального языка. Отказ от больших сюжетных композиций, тяготение к малым формам, возникновение жанра «бессюжетного» балета. Отражение философии модернизма, создание обобщенного образа страдающего человека, переживающего сложное душевное состояние.

Рождение кино и его специфика Киноискусство – это результат изобретения волшебного фонаря, стробоскопа и фотографии. Киноискусство возникло в результате потребности человечества познать и образно отразить мир во всем его гигантском масштабе. Кинематограф превращается из ярмарочной забавы в искусство глубочайших художественных обобщений. Кино становится одним из самых массовых и важных видов искусства, имеющий свои выразительные средства и особенности.

У истоков рождения российского кино Развитие кино в России и демонстрация зарубежных фильмов. Просмотр люмьеровского фильма на Нижегородской ярмарке А.М.Горьким (1896). Показ этого фильма 4 мая 1896 г. в петербургском «Аквариуме», затем в московском «Эрмитаже». Отечественное производство фильмов и их случайный, любительский характер.

Балетный театр новейшего времени (45-80 гг.) Разнообразие, сложность и противоречивость развития балетного театра после второй мировой войны. Стремление хореографов сблизиться с современностью. Отход от академических позиций, возникновение новых балетных трупп, выдвижение новых имен балетмейстеров, стремящихся к свободе творчества.

Театр Западной Европы новейшего времени Сложный и многообразный процесс формирования драматургии и сценического искусства после второй мировой войны. Воздействие экзистенциализма и фрейдизма на драму. Абсурдизм {493} и «театр жестокости» как проявление современного модернизма.

Театр США новейшего времени Наступление реакции на демократические права. Маккартизм. Преследование прогрессивных деятелей искусства. Под влиянием кризиса в общественной жизни в театре и драматургии происходит отход от традиций социального искусства, начинается увлечение психологией на фрейдистской основе.

Современный театр России ХХ в. На смену театра актера и драматурга приходит театр режиссера – носителя комплексной идейно-художественной концепции, соединяющей воедино разрозненные доселе или объединенные стихийно элементы театра.

Балетный театр России ХХ в. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой.

Балетный театр Соединенных штатов Америки. Истоки танцевального искусства в США. Танцы индейцев, исчезновение их в процессе колонизации. Английские народные танцы, исполняемые переселенцами-колонистами. Появление негритянских танцев в ХVII-ХVIII вв. с ввозом рабов из Африки. Внедрение с середины Х1Х в. ирландских танцев, привнесение в них негритянскими танцовщиками большей выразительности, ритмической четкости.

Чарли Чаплин и развитие американского кинематографа Чарли Чаплин (Чарльз Спенсер Чаплин, 1889- 1977) «Чарли-ребенок» (Эйзенштейн) сказавший немало истин. Детство и работа актером в знаменитой труппе Карно. Приглашение молодого эстрадника в кинофирму «Кистоун» родоначальником американской кинокомедии Мак-Сеннетом.

Творчество современных кинорежиссеров Италии и Швеции Италия. Расцвет немого кино (1914). Неореализм 40-60-х годов. Идейные и художественные принципы направления. Фильмы Роберто Росселлини (1906-1977) – основоположника неореализма. Его фильмы «Рим – открытый город», «Пайза» (1942).

Современный кинематограф Франции и Японии. Франция. Первые звуковые фильмы появились в 1929-1933 гг. Сразу определились основные направления и стилистические особенности французского кино.

Творчество кинорежиссеров советского и постсоветского периода Антифашистская тематика фильмов послевоенной поры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Прил.231 Г.Чухрая с В.Ивашовым. Новые черты в фильмах на военную тематику: отсутствие батальных сцен, лишь длинная военная дорога в тыл, к матери, но атмосфера войны есть.

Русский музыкальный авангардизм Щедрин Родион Константинович (р.1932). Его творчество связано с началом пути композитора-«шестидесятника», времен хрущевской «оттепели».

Путь авангардистского театра в России Исследователи современного театра отмечают неоднородность малых театров, возникших на волне «перестройки». Это движение произошло «снизу», а не «сверху», как обычно было принято в советской России.

Балетный постмодерн в России и на Западе конца ХХ столетия. В США обогащение танца «модерн» происходит за счет использования опыта классической школы, обращение к национальному плясовому фольклору, его своеобразная интерпретация. Отход от камерной формы и моноисполнения к большим развернутым композициям. Обогащение выразительных средств и лексики классического танца за счет экспрессивности, эмоциональной насыщенности, свободы выражения, заимствованного от танца «модерн».

Математика, физика примеры решений задач, контрольных, курсовых.