История искусства Театр, хореография, изобразительное

Изобразительное искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура достигла своего расцвета в V в. до н.э. На развитие культуры оказало влияние древнегреческая мифология. Образы богов антропоморфны. Отличие богов от людей: боги бессмертны, вечно молодые и здоровые.

Античный театр Древней Греции. Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).

Античный театр Древнего Рима Театр Римской республики (середина III в. до н.э. - конец I в. до н.э.). Превращение Рима в сильнейшее государство. Покорение Македонии (148 г. до н.э.) и Греции (146 г. до н.э.). Завершение политического объединения Средиземноморья. Восстания рабов. Гражданские войны II-I вв. до н.э. Кризис республики.

Хореографическая культура античного мира. Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.).

Русское изобразительное искусство ХI-ХVI веков. Живопись. Домонгольский период ХI-ХII вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.

Изобразительное искусство западного средневековья ХII-ХV веков. Христианство, которое пришло на смену варварству, принесло огромные преобразования. Но отношение к человеку изменилось. Если античность выдвигала человека образцом всего, то теперь человек – источник греха. Возникает ощущение неуверенности, страха перед неизбежным судом. Церковь становится центром культуры.

Средневековый театр Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и театр.

Хореографическая культура средневековья Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы {385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства. Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров, искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью. [an error occurred while processing this directive]

Изобразительное искусство эпохи Возрождения и барокко. Гуманизм как характерная черта искусства эпохи Возрождения в Италии. Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений, обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты – этико-философские и эстетические основы творчества.

Русское искусство ХVII - ХVIII веков. Со второй половины ХVII в. начинается новый период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.

Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Рождение оперной и инструментальной музыки Эпоха Возрождения – это грандиозный расцвет пространственных изобразительных искусств. В ХVI-ХVII вв. начинается развитие серьезной музыки, то есть движения во времени. Утверждается стиль музыкального барокко {405} – мир чувственных страстей, сочетающий противоречия динамики и статики. Барокко выразило мировоззрение и духовный смысл эпохи, противоречивость эстетики и ее художественный идеал.

Хореографическая культура эпохи Возрождения Значение гуманистов в развитии ренессансной культуры. Место искусства в борьбе против феодально-церковной идеологии. Возникновение профессиональных актеров и профессионального театра. Связь ренессансного театра с народной культурой. Возникновение и эволюция жанров музыкального театра – оперы и балета.

Театр классицизма ХVII века Искусство ХVII в.: создание целостных философско-художественных систем; идея гармонического единства мира, достигнутого путем подчинения отдельной личности интересам всеобщего. Пафос само обуздания человека в искусстве барокко и классицизма. Синтетический характер барокко; тенденция к слиянию разных видов искусства; монументальность формы.

Развитие русской национальной драматургии и театра. Классицизм. Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Венская классическая школа Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название «венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения ХVII-ХVIII веков. Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт (1697-1764) – график, живописец, теоретик искусства: трактат «Анализ красоты». Он создал серию картин «Карьера проститутки», «Карьера мота», был организатором художественных выставок. Хогарт мастер разоблачения пороков аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Фигуры в его картинах лишены статичности, всегда охвачены каким-то действием (брачная церемония, игра в карты). Некоторые картины объединены в циклы, в которых есть назидательность и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак» и др. Он считал, что искусство должно не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль общества.

Европейский театр эпохи Просвещения ХVIII века Просвещение – выражение идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции, промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.

Балетный театр эпохи Просвещения ХVIII в. Эпоха Просвещения – один из значительных этапов в развитии музыкального театра. Просветители ведут борьбу за реформу в оперно-балетном театре. Они критикуют придворно-аристократический оперно-балетный театр. Тесная связь хореографов с передовыми течениями в музыке и драматическом театре способствовали реформам и превращению балетного представления в самостоятельный жанр балетного спектакля.

Реформаторы балета эпохи Просвещения ХVIII в. Теоретическое обоснование просветителями необходимости выделения балета в самостоятельный жанр искусства, реформы в области музыки, стремление актеров к драматизации сценического действия, интенсивное развитие техники танца, – предпосылка коренной реформы балетного театра, проведенной Новерром.

Европейский театр первой половины ХIХ века. Важнейшие события периода от 1789 до Парижской Коммуны 1871 г.: наполеоновские войны, национально-освободительное движение в ряде стран, Реставрация Бурбонов, революции 1830-1848 гг. и возрастающая роль пролетариата.

Русский театр первой половины ХIХ века Усиление общественного значения театра. Неуклонный рост интереса к театру, социальный состав публики, отражение вопросов театра в журналистике. Споры о путях развития русского театра, о его репертуаре. Усиление интереса к искусству актера. Борьба и взаимодействие основных литературно-театральных групп и кружков

Композиторы-романтики ХIХ века ХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии – Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии – Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана, Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.

Балетный театр Франции эпохи романтизма Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Балетный театр Италии и Дании первой половины ХIХ в. Завершение объединения Италии (1870). Тесная связь романтизма с национально-освободительным движением. Интенсивное развитие оперного искусства. Миланский театр «Ла Скала» - центр музыкальной культуры Италии. Роль Миланской академии танца в формировании единой итальянской школы классического танца. Миланская академия танца – центр хореографического образования в Европе во второй половине ХIХ в.

Русский балетный театр первой половины ХIХ в. Гражданская политическая проблематика в трагедиях Н.Озерова и др. Преобладание классицистской манеры игры в драматическом искусстве Е.Семеновой и А.Яковлева. Возрождение в русском балете интереса к мифологическим сюжетам, античной пластике, костюмам (туника, сандалии).

Русская театр второй половины ХIХ в. Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова (1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.

Европейское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Во второй половине ХIХ века на смену «романтической битве» приходит реализм {394} в живописи Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Камиля Коро. Затем – группа молодых художников, совершивших переворот в мировом искусстве. На первый план выходят поклонники пленэрной живописи – импрессионисты.

Русское изобразительное искусство первой половины ХIХ века Для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. Отход от примитивности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

Русское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков Начиная с 60-х годов в истории русского изобразительного искусства утверждается социально-бытовой жанр. Этот жанр отражал «всеобщую, неудержимую потребность в выражении искусством всех сторон жизни» (В.В.Стасов).

Математика, физика примеры решений задач, контрольных, курсовых.